Консультации для педагогов

Развивая ритмическое чувство
Музыкально-ритмическое чувство - восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Ритм - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Поиграйте вместе с детьми.



Картотека логоритмических упражнений






"Музыкальное воспитание детей с ТНР"

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы, чище и грамотнее становится их речь.

Задачи музыкального воспитания:

Музыкальное воспитание в детском саду проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие:

1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

2. Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов слуха. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.

3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата; развитие равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, что коррекция движений сказывается на речи (Р.Б.Стеркина, К.В.Тарасова, Г.П.Визель). По мнению Г.А.Волковой («Логоритмика», М.: Просвещение, 1985) «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации».

4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.

Виды музыкальной деятельности традиционные: это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество. Обратим внимание на некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, страдающими нарушениями речи.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

Исполнительство: Значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика. Научить детей с нарушением речи игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестре – это средство решения коррекционных задач:

  • развитие внимания и памяти;
  • развитие координации движений (бубен, барабан, металлофон, маракасы и др.);
  • развитие мелкой моторики пальцев рук (дудочка, металлофон, колокольчик и др.);
  • развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы, дудочки);
  • развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?»,  «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото»;
  • развитие координации пения с движением пальцев рук (неозвученое пианино);
  • развитие музыкально-ритмического чувства.

 Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабиталитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально-ритмические движения –  вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной  и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка»(В. Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедических группах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться в самостоятельной деятельности.

Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей, предполагает развитие у них творческого воображения, активности, способности в импровизировании и пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.

Логоритмика – одно из важнейших методических средств, направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи. Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З.Пунина, Л.Брозелло «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»).

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Нейродинамическая ритмопластика – это сочетание двух направлений: лечебной физкультуры и хореографии. Сочетание физических упражнений с речевыми производит двойной эффект. Непроизвольная дыхательная гимнастика помогает ликвидировать застойные явления в легких, укрепить и развить физиологическое и речевое дыхание. Регулярное выполнение игровых комбинированных упражнений способствует укреплению голоса и речевой моторики, что особенно важно в работе с детьми-дизартриками, имеющими парезы речевой мускулатуры. Стихотворно-ритмические творческие упражнения позволяют включать в работу множество анализаторов – слуховой, зрительный, кожно-тактильный, кинестетический.

 Занятия по ритмопластике способствуют:

   - речевому развитию;

   - укреплению здоровья, выработке правильной осанки;

   - укреплению и развитию мышечной системы;  

   - улучшению координации;

   - развитию чувства ритма;

 - коррекции и совершенствованию у ребенка психических процессов: восприятия, внимания, разных видов памяти; зрительно-, слухо- и тактильно-моторную координацию, сомато-пространственный и пространственный анализ и синтез.

В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей , музыка дляних является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности. Влияние музыки на эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает (эмоционально), активизирует, побуждает к деятельности (например, рисование под музыку), объединяет (во время любой совместной деятельности, в танцах), расслабляет (физически), концентрирует (музыка звучит – играю на барабане, музыка закончилась – не играю).   Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (хлопки, притопы), во время исполнения танцевальных движений.

Развитие речи во время музыкальных занятий связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании), с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен).

Развитие умственной деятельности происходит в процессе различения музыкальных параметров, узнавания музыки, распознавания музыкальных инструментов, осознанного выбора музыки, осознание содержания песен.

«Роль распевок и вокальных упражнений в развитии голоса»

         В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребёнка. Голосовые мышцы в раннем возрасте ещё не совсем сформированы и певческое звукообразование происходит за счёт натяжения краёв связок, именно поэтому большое внимание необходимо уделять распеванию. К распевкам относится разучивание упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формирование чистоты интонации и расширению диапазона голоса. В детском возрасте тембр голоса очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: они поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного лёгкого пения.

         Огромную роль в звукообразовании играет правильное певческое дыхание. С целью закрепления правильного дыхания с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха:

-вдох и выдох через нос;

-вдох через нос, выдох через рот;

-вдох через рот, выдох через нос;

-вдох и выдох через рот.

         Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры.

Следующие упражнения:

«Поём песенку» - вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т.д.)

«Немое кино» - педагог показывает беззвучно артикуляцию гласного звука (сочетаний 2-3 гласных звуков). Ребёнку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

«Топор» - ребёнку предлагается поставить ноги на ширине плеч, сцепив пальцы рук замком и опустить руки вниз.  Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперёд, медленно опуская руки, произнести «ух!» на длительном выдохе.

«Толстяк» - надуть щёки и удержать воздух в течение 15 секунд.

«Ворона» - ребёнку предлагается быстро поднят руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

         Также одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков является подвижность и точность движения языка. В образовании звуков принимают участие различные части языка: кончик, передняя часть, спинка или корень языка. Задача сводится к тому, чтобы сделать все указанные части языка подвижно-активными, работу всего языка – свободной и вместе с тем экономной, упруго-точной, ювелирно-выверенной.

Для этого можно использовать следующие упражнения:

Для тренировки мышц языка

Упражнение 1. И.п.: рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка – у нижних передних резцов.

На счёт «раз» кончик языка поднимается к основанию верхних передних зубов; на «два» - и.п.  (кончик языка упирается в нижние резцы); на счёт «три» - кончик языка поднимается к альвеолам; на «четыре» - и.п.; на «пять» - кончик языка за альвеолами; на «шесть» - и.п.

Упражнение 2. На счёт «раз» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в «уздечке», затем вернуть в и.п.

Упражнения, помогающие устранить недостатки в работе языка.

Упражнение 3. Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его произнести несколько раз подряд сочетание БЯ.

Упражнение 4. Быстрым движением высунуть язык, затем подтянуть его за зубы и произнести сочетание АС.

Тренировка произношения гласных и согласных звуков.

Упражнение 5. Беззвучное произношение гласных на «тёплом выдохе», затем то же самое – вслух «Тёплый выдох» представляется, как постепенное выдыхание воздуха тёплой струёй. При этом он производится замедленно, как бы «растянутой» гласной. Поднеся ладонь ко рту, можно ощутить тепло. Вдох перед упражнение берётся быстро коротко, носом. Вслух звуки произносятся слитно, на одном дыхании.

Упражнение 6. Произносить каждый звук в вышеуказанном порядке в сочетании с гласным А сначала беззвучно, потом – вслух. При беззвучном произношении на состоянии «тёплого выдоха» вдох производится после каждой пары гласных:

И – А, Э – А, О – А, У – А, Ы – А.

Е – А, Я – А, Ё – А, Ю – А.

Упражнение 7. Произносить «взрывные» согласные: Б – П, В – Ф, Д – Т, Г – К.

Например: би – бэ – ба – бо – бу – бы.

Бе – бя – бё – бю.

Работа над скороговорками.

·        Тренировка согласных: Б – П, В – Ф, Д – Т, Г – К, Х

-Добыл бобов бобыль

-Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

-Ткёт ткач ткани на платки Тане.

-Верзила Вавила весело ворочал вилы.

·        Тренировка согласных: Л, М, Н, Р.

-Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

-Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила, мыло Мила уронила.

-На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова посреди двора.

·        Тренировка согласных: С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.

-Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

-У ежа ежата, у ужа ужата.

-Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

         Использование упражнений должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей, путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

         Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.

 

"Влияние музыкальных игр на физическое развитие детей"

 Здоровье ребёнка - это не только отсутствие болезней. но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей становится приоритетным направлением в работе ДОУ. Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ создаются необходимые условия. Музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальные и спортивные центры в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы. 
   Болезненный, отстающий в физическом развитии ребёнок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием музыки, тем более, что именно музыка является самым сильным средством воздействия на человека.
   Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять детям радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.
   Игры, основанные на взаимосвязи музыки, пения и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывается чёткость ходьбы и лёгкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду. направление. У детей развиваются мышцы. костная система. улучшается кровообращение, регулируется дыхание.
   Движения под музыку влияют на рост ребёнка, благоприятно действуют на эмоциональную сферу: у детей поднимается настроение, получают радость от общения с музыкой и от движения. Музыка активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими движений, организует коллектив.
   Пение - форма дыхательной гимнастики. Развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, способствует восстановлению центральной нервной системы.
   Музыкальные игры с пением мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию. координацию движений. музыкальность, укрепляют и развивают мышцы. улучшают дыхание. активно влияют на кровообращение. способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
   Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к лёгким - они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена.
   Основная направленность элементов музыкальных игр с пением - психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

День знаний, день новых встреч!

  1 сентября – это праздник, который существует уже более 70 лет в нашей стране. Этот день означает начало учебного года и весьма важен для ...